Обновления на сайте

30.07.17 смотрите обновления в разделе "Новости" - "День Крещения Руси в Менделеевске"

25.07.17 смотрите обновления в разделе "Новости" - "Тихогорский крестный ход 2017"

28.06.17 смотрите обновления в разделе "Новости" - "Икское устье"

1.06.2017 смотрите - расписание служб на май - июль 2017 г.

25.01.17 смотрите обновления в разделе "Новости" - "Богоявление Господне!"

12.01.17 смотрите обновления в разделе "Новости" - "Рождество Христово!"

Советуем послушать

ЦЕРКОВНЫЙ ПОПЕЧИТЕЛЬ ГАГАРИН

Продолжает публикацию биографий о Тихогорских Новомучениках краткий очерк о церковном попечителе Гагарине Григории Никифоровиче, пострадавшего за веру в годы прямых гонений на церковь. Материал основан на архивных данных и воспоминаниях Черновой Евгении Никитичны, внучки главного героя очерка.

В исторической перспективе населенных пунктов Бондюга и Тихие Горы имя Григория Гагарина впервые упоминается в книге советского краеведа С.Кашина. Описывая беспорядки первой русской революции в нашем крае, он описывается, что созванный 13 августа на тихогорских лугах нелегальный митинг рабочих был разогнан тихогорским старостой Гагариным с помощью жандармов полиции. Этот малозначительный эпизод уже характеризует Гагарина, во-первых, как авторитетного среди жителей Тихих гор человека, ведь старосту села тогда выбирали прямым голосованием, и люди знали это человека достаточно, чтобы доверить ему эту должность. А во-вторых, говорит о нетерпимости Гагарина к смуте, к беспорядкам, к протестам, которые умело организованные либеральным меньшинством в итоге и привели нашу страну к гибели. Невольно напрашивается аналогия с современным временем, когда небольшая либеральная секта почти через сто лет пытается повторить прошлые результаты и снова ввергнуть нашу страну в пучину распада.

Если обратится к биографии Григория Никифоровича Гагарина, то вот что пишет в своих воспоминаниях его внучка, Чернова Е.Н.: «О моей семье могу сказать следующее. Мой дед был зажиточным крестьянином, родился в 1871 году, в большой крестьянской семье, их было два сына и шесть дочерей. Семья была дружная и очень работящая. Дед с детства привык трудиться и став взрослым, создал крепкую семью. У него было свое хозяйство. Зимой, когда не было работы в поле, он и его семья работали на Ушковских заводах: брали подряды на доставку дров, которые возили на подводах из-за Камы. Дед был уважаемым человек в селе Тихие горы. Если у кого заболеет корова или лошадь, шли к нему. Он умело варил олифу и красил односельчанам полы и окна. Во время посева он помогал многодетным вдовам, засевал сначала их поля, и только потом брался за свои. Много лет дедушка был церковным старостой и часто ездил по делам церкви в другие города. Он помогал церкви и был ее попечителем. В 1931 году был арестован и сослан в Сибирь. Отсидел три года из присужденных пяти лет, от тяжелой работы, голода и холода он весь распух, и его по сути отпустили домой умирать. Когда он сидел, три его уже взрослые дочери нигде не могли найти работу, т.к. детей репрессированных никуда не брали. Когда дед вернулся из ссылки, храм был уже закрыт. Несмотря на болезни и тяжелое состояние, дед поправился и дожил до 1956 года. Семья Гагариных жила в своем доме в Тихих Горах по ул. Набережной, недалеко от храма, примерно пятый дом по счету. Но в пожаре 1930 года этот дом сгорел. Дед был похоронен на старом Тихогорском кладбище, а когда кладбище переносили из зоны обрушения, то перенесли могилу на новое место, выделенное за городом Менделеевском. Могила сохранилась до настоящего времени.

Дед был женат на Анне Андреевне, моей бабушке. У них было три дочери: Анна, Елизавета и Августа. Анна Григорьевна как раз моя мать.

Есть такая книга про Менделеевск и Бондюгу, называется: «Есть на Каме завод». Так в ней про моего деда Гагарина в строго выдержанных идеологических тонах прописано, какой он был вредитель и сколько бед принес людям.

Мне запомнилось, что наша бабушка, завещала моей маме и мне молится о служителях Богоявленского храма: священниках Андрее и Стефане, диаконе Матфее и матушке Марии.

Так же помню рассказы, что когда закрыли храм и запретили службы в 1929 году, то в начале 30-ых годов в селе Тихие Горы разразился страшный пожар – сгорело около 80-и домов, и в этом люди видели особую связь с таким кощунством, каким явилось закрытие церкви. Также сгорел дом Гагариных вместе со всем имуществом, в том числе с большим количеством старых икон. Бабушка Анна Андреевна умерла 14 февраля 1931 года, когда ее муж Гагарин Г.Н. уже был арестован и находился в Елабужской тюрьме. Это было время уже после пожара. По воспоминаниям, последняя служба в Богоявленском храме была на Крещение. И что интересно, первая служба в 1991 году тоже была на Крещение».

Сохранила Евгения Никитична в своей памяти и рассказы мамы о некоторых событиях, связанных с церковной жизнью Богоявленского храма:

«Также мама вспоминала, что после закрытия храма, когда в церкви устроили клуб, ставили спектакль, в котором одна девушка по сценарию топтала иконы ногами, а потом ее постигла страшная участь, она заболела и ей провели ампутацию обеих ног. При этом она смогла выучиться на врача и так на протезах работала хирургом в городе Казани».

Интересны воспоминания о крестном ходе, ходившем через Тихие горы и далее до Икского устья. Вряд ли в Богоявленском храме существовал местный крестный ход. Скорее всего, это память о знаменитых Елабужских крестных ходах, в частности с иконой Елабужского Спаса. Известно, что один из крестных ходов с этим чудотворным образом был в Мензелинск. Так возможно и шли крестоходцы до Икского Устья, где и переправлялись на другую, уже Мензелинскую сторону реки Камы. Шли из села Тихих гор по берегу, по прямой дороге, тогда еще не было таких разливов Камы вызванных водохранилищем. Итак: «Мужики несли на плечах огромную икону, а также иконы Николая Чудотворца, Казанской Божьей матери, и большое Евангелие, которое могли поднять только четыре человека. Точной даты крестного хода не сохранилось. Идти надо было через татарскую деревню Бизяки от села Тихие горы в село Икское Устье. Однажды, бизякнинские сорванцы во время крестного хода через деревню кричали и улюлюкали, пытались бросать камни в икону Николая Чудотворца и идущих людей. После этого случая разразилась сильнейшая гроза с градом и побила посевы жителей Бизяков. С тех пор бизякинцы всегда с уважением пропускали через свою деревню крестный ход в село Икское Устье».

Также сохранились отрывки воспоминаний о «некоем отшельнике, который проживал в 20-ые годы в пещере на крутом правом берегу реки Камы. Он периодически появлялся на Богослужениях, и все его знали. Судьба его конечно никому не известна».

Хронологические рамки данных воспоминаний, к сожалению не всегда точны или вообще не определены и имеют характер преданий, но все равно представляют фактографический интерес в рамках истории Богоявленского храма села Тихих гор.

Документальные источники свидетельствуют, что Гагарин Григорий Никифорович был арестован органами ОГПУ 11 февраля 1931 года и помещен в Елабужский Исправдом. Мы уже писали о том, что формальным поводом к аресту «группы церковников» в селах Бондюга и Тихие горы послужил пожар на Транзитном складе Бондюжского завода. Естественно, что в этом преступлении обвинили двух священников местной церкви и группу прихожан. 11 февраля 1931 года в районном отделе ГПУ в городе Набережные Челны было вынесено постановление об аресте группы лиц, среди которых значится и «бывший лесопромышленник, а ныне зажиточный хозяйственник Григорий Гагарин».

Обвинительное заключение, точнее та часть, которая касалась Н. Гагарина содержит следующие сведения: «русский, 61 года, бывший лесопромышленник, ныне зажиточный, женат, семьи 3 человека, прав голоса не лишен, постоянный церковный попечитель, религиозный фанатик, который проводил а/с деятельность на селе, а именно: в 1929 году, когда проходило общее собрание граждан по вопросу о коллективизации, он, имея доступ на собрания ничего там не говорил, а когда выходили из сельсовета с группой граждан, говорил: «Зачем сбивают народ в одну кучу – колхозы, если бы колхозы организовать из крепких мужиков, то было бы хорошо, а то туда входит всяка сволочь – беднота, лентяи, как например Тиханов Егор, Бурдин Федор и др., вот на такую сволочь нам придется работать».

При раскулачивании попа Кузьмина и других он говорил: «Зачем обижают их, ведь они плохого для крестьян ничего не сделали, нужно просто отпустить, а то обдерут и выгонят».

При сплошной коллективизации с 1929 году Гагарин пришел в сельсовет, в присутствии граждан говорил: «Раз уже все вступили в колхоз, так делать нечего, неудобно одному оставаться, хотя я знаю, что из этой организации толку никакого не будет, но все-таки пока войду».

В октябре 1929 года, когда закрыли церковь, Гагарин первым выступил в защиту церкви, говоря: «Это гонение на религию и духовенство делается только по инициативе коммунистов и они организовали колхозы в своих интересах».

В 1930 году при уплате госналогов и сборов в сельсовете в присутствии граждан говорил: «При царском строе крестьянство платило подати и больше ничего не знало, сейчас при советской власти с крестьянства берут не только налоги, но и сдирают последнюю шкуру».

Как легко крестьянина, жившего зимой поставками дров на завод, объявили эксплуататором и лесопромышленником. А такой характеристикой Гагарина Г.И. как «религиозный фанатик» наше время можно только восторгаться.

В уголовно-следственном деле сохранилась характеристика из сельсовета на Гагарина Г.Н. – «… до революции 1917 года был лесопромышленником и доставлял лес Бондюжскому заводу. Революция прекратила его эксплуататорскую наживу и Гагарин стал крестьянином с. Тихих гор. В настоящее время он является зажиточным крестьянином, семью имеет одну жену и дочь. В жизни Гагарин довольно скрытный человек, обладает чутьем хорошей жизни и очень недоволен Советской властью. Как истовый христианин несколько лет состоит членом церковного совета и должность свою выполняет ревностно. Он примкнул к группе разлагателей обновления деревни и проводит агитацию за религию. Во время коллективизации он все время выступал против и сбивал граждан против организации. При раскулачивании попов, он первый выступил против и организовывал группу. Выступал также против организации колхоза».

И так, советская власть характеризовала Гагарина как «истового христианина», ревностно выполняющего свою должность в церкви. Конечно, такой человек был не угоден новой безбожной власти.

Из протокола допроса Г.Н. Гагарина проведенного 16 февраля 1931 года, видно, как подследственный занял позицию полного отрицания всего, что пыталось приписать ему следствие. Он согласился, что до 1929 года действительно был попечителем и членом церковного совета, но «никогда я эксплуатацией чужого труда не занимался. Никаким лесным делом я не занимался. Во время коллективизации и раскулачивания я никакого участия против Советской власти не имел и никогда против не выступал. Никто мне из попов и кулаков родственниками не являются, и я к ним никогда не ходил. Никаких собраний в церкви я не посещаю и ничего об этом не знаю.

В отношении пожара я никакого участия не принимал и услыхал ночью что на пристани пожар, но причины его возникновения мне совершенно не известны.

Больше показать ничего не могу».

В итоге, на основании обвинительного заключения на основании выписки из протокола № 65 от 23 июля 1931 года, Гагарин Григорий Никифорович был осужден по ст. 58-8-11 УК СССР к заключению в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 11.02.1931 года.

Через три года после отправки в концлагерь, Гагарин Григорий Никифорович в связи с болезнью и крайним истощением был выпущен из лагеря досрочно. Он вернулся в родное село Тихие горы, оправился от болезней и прожил в Тихих Горах до 1956 года, умер 16 декабря в возрасте 86 лет. На Тихогорском кладбище сохранилась его могила.

В 1989 году Гагарин Григорий Никифорович решением Прокуратуры ТАССР был реабилитирован.

Потомки Гагарина Г.Н. проживают в городе Менделеевске, являются прихожанами Богоявленского храма. Они чтят и помнят своего предка, пострадавшего в годы гонений на церковь. Будем и мы хранить память об этом человеке, ведь именно благодаря таким простым людям, не побоявшимся в угоду личной безопасности открыто исповедовать свою веру, удалось сохранить церковь. Именно они воспитали личным примером своих детей и внуков, которые уже в новое для церкви время пришли и наполнили православные храмы. И именно такие люди могут служить примером для всех нас в современной ситуации, когда либеральные секты развязали информационную войну по уничтожению не только нашей церкви, но нашей страны и нашего народа.

Обращаемся к посетителям нашего сайта, если кто обладает дополнительной информацией по данной теме, или имеет что рассказать о своих предках, имеющих отношение к церковной жизни нашего района, владеет фотографиями церквей, священнослужителей и просто прихожан, пишите на наш электронный адрес, или направляйте письма на почтовый адрес, или звоните по телефону, который есть на главной странице сайта, или обращайтесь непосредственно к настоятелю нашего храма, протоиерею Алексию Загумённову.

Автор-составитель диакон Алексий Комиссаров
Богоявленский храм г. Менделеевск.
ноябрь 2012 г.